Персональный сайт учителя начальных классов Беловой Ирины Владимировны

Внеклассная работа

 

 

Роль классного руководителя в формировании классного коллектива в начальной школе.

     Школьный коллектив – это второй коллектив, в котором живёт ученик при условии, если он посещал детский сад. Разумеется, задача учителя – сделать всё, чтобы этот «сырой» материал превратился в замечательную «фигуру». И с первых дней обучения начинается кропотливая, целенаправленная работа по формированию, а затем развитию детского коллектива. В чём же заключается эта работа? Каковы её психологические и педагогические аспекты? Учитель составляет план, разрабатывает серию мероприятий, а иногда действует стихийно в зависимости от ситуации, т.к. обладает большим опытом работы с детьми. Какие же мероприятия помогут учителю сформировать дружный и сплочённый коллектив? На мой взгляд, все формы работ способствуют задуманному. Свою работу я начинаю с установления традиций класса:  праздник Осени, 8 Марта,  День Защитника, Новый год, Масленица,  экскурсии,  викторины, конкурсы. Бесспорное значение для сплочения коллектива имеют семейные праздники («Мама, папа, я – спортивная семья», «У самовара я и моя семья») и др. Особое значение уделяю театральной деятельности учащихся, которая, на мой взгляд, как ничто иное сплачивает детей. Здесь можно увидеть ребёнка совсем с другой стороны, которая ранее никогда не проявлялась. А это очень важно для учителя. Реализация этой деятельности проходит через постановку спектаклей, на которые дети с удовольствием приглашают не только своих близких, но и друзей. Вместе с тем большое значение для формирования сплочённого коллектива являются различные психологические тренинги. И т.к. это дети младшего возраста для них важна тактильная чувствительность. Вспомните, наши «классные» дети и, в своё время собственные, очень любят ходить, держа кого – то за руку. Поэтому на первых этапах я организую следующие упражнения.

Упражнение «Говорящие руки».

 Цель: эмоционально-психологическое сближение участников. Время: 5-7 минут.

 Ход упражнения: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг. Варианты инструкций образующимся парам: Поздороваться с помощью рук. Побороться руками. Помириться руками. Выразить поддержку с помощью рук. Пожалеть руками. Выразить радость. Пожелать удачи. Попрощаться руками. Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения. Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим я.

Упражнение «Кто быстрее?»

 Ход упражнения: Группа должна быстро, без слов, построиться.  Используя всех игроков команды, строят следующие фигуры: квадрат; треугольник; ромб; букву; птичий косяк. Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе. Обсуждение: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение? ИГРЫ на сплочение коллектива:

Построиться в шеренгу по:  росту;  цвету волос; алфавиту имен;  размеру ноги; по наличию братиков и сестрёнок и т.д...

ПОСЧИТАЙ. Командам выдается комплект небольших карточек с написанными на них цифрами. Задача — найти сумму всех чисел и назвать результат.

 ЧТО ТАКОЕ? Командам раздаются карточки с названиями 3—4-х предметов. Задача для каждой команды: после краткого обсуждения задать присутствующим вопрос о предмете, не называя его, так, чтобы все остальные дали ответ. Например, что это такое? • Удобное сиденье с подставками для рук? (Кресло.) • Жидкость, предназначенная для соединения деталей? (Клей.) и т.д.

Однако, один детский коллектив не похож на другой. Бывает так, что в одном классе подбираются дети дружные, внимательные друг к другу, вежливые, но иногда класс вызывает беспокойство педагога: дети подсмеиваются над ошибками другого, или высмеивают того или другого ученика. Дети проводят в школе достаточно много времени, и желание идти в школу с удовольствием часто зависит не только от выполненных или невыполненных домашних заданий, но и от того, как тебя встретят одноклассники, а самое главное, как тебя встретит учитель. Ведь специфика начальной школы состоит в том, что дети постоянно находятся рядом с нами. Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или иначе связаны с именем классного руководителя. И если этот человек сочетает себе качества педагога, психолога, воспитателя,  то именно к нему обращаются ученики со своими радостями и бедами, именно он помогает разрешить конфликты, ему доверяются детские тайны. Т.е., на мой взгляд, сплочённость  детского коллектива зависит не только от перечня запланированных мероприятий, психологических тренингов, а в первую очередь от личностных качеств учителя. Я предлагаю перечень заповедей классного руководителя, в соблюдении которых и проявляется его личность.

 Заповеди классного руководителя:

1.Будь требователен к себе.

2.Владей грамотной речью.

 3.Показывай пример во всём.

4.Не будь равнодушным.

 5.Доверяй, но проверяй.

6.Пообещал – сделай.

7.Не раздражайся, будь терпелив и настойчив.

 8.Будь добрым, но не добреньким.

9.Умей поставить себя на место ребёнка

10.Помни: максимум поощрения, минимум наказания

11.Не заводи любимчиков.

12.Не требуй от ребёнка больше, чем он умеет.

13.Давай воспитаннику посильные задания.

14.Сумей смотреть с родителями в одну сторону.

 15.Люби детей, чего бы тебе это ни стоило.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»