Персональный сайт учителя начальных классов Беловой Ирины Владимировны

Современный урок. Приёмы педагогической техники

 

 

И.В. Толмачёва

ФГБОУ  ВПО «АГПИ им. А.П.Гайдара»

Современный урок. Приёмы педагогической техники.

   В настоящее время в связи с внедрением ФГОС приоритетом начального общего образования становится формирование общих учебных действий,  а так же способов деятельности, уровень  усвоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения, так как во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.

  Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.

  Таковыми методами являются методы учебных, социальных, творческих проектов, которые я стараюсь использовать в своей практике.

   Проекты в младших классах - это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования.  Но всё - таки это возможно.   Хочу поделиться с вами опытом работы над социальным проектом в начальной школе.

    Первый наш  проект - это социальный проект « Подарок родному посёлку».

Мы с ребятами любим свой посёлок, свой общий дом. Поэтому сразу заметили, что в нашем доме что-то не так. Сломался мостик, по которому многие жители ходят в школу, в дом культуры, в дом искусств. Возникла проблема, которую надо было решать. И мы с ребятами решили взяться за ремонт мостика. Целью нашего проекта явилась его реконструкция.

Наша команда разделилась на группы по способностям: информаторы, генераторы идей, художники. Вот тут то и должен был каждый на деле доказать что он умеет, знает и как он свои способности может применить на практике.

Перед конкретными действиями была проведена следующая работа: ребята посетили школьный музей, узнали подробнее историю родного села, сколько сил положили наши бабушки и дедушки для его благоустройства, провели совместно с родителями классный час « Наш общий дом», составили викторину «Знаешь ли ты свой край?» И пришли к ожидаемому выводу, что жизнь дана на добрые дела, а добрые дела остаются добром в прошлом, настоящем и будущем. Мы с ребятами взялись за дело с уверенностью, что наша работа принесёт людям пользу. Детям необходимо было разработать план действий. Конечно, им потребовалась помощь и с моей стороны, и со стороны родителей. Действуя сообща, мы смогли реализовать задуманное.

Завершив работу над проектом, мои дети поняли на деле, что если каждый в отдельности и все вместе приложат свои знания, умения, способности, то можно изменить действительность к лучшему. А для этого надо много знать и многое уметь.

Второй наш  проект назывался « Дорожка дружбы».  Целью,  которого было сплочение классного коллектива, посредством изготовления детского коврика «Дорожка дружбы». Коврик мы решили подарить детям из реабилитационного центра нашего посёлка. В итоге ребята, которые занимались данным проектом,  почувствовали себя одной дружной командой, обрели новых друзей из реабилитационного центра, увлекли своим делом других ребят. Вот как это было.

      В процессе работы с детьми над проектами определила три составляющие, которые при этом необходимы: наличие интеллектуальных способностей, творчества и мотивации, ориентированной на выполнение задач проекта. Всё это есть в каждом ребёнке, но требует своего развития. И именно поэтому я стала использовать  метод учебных, творческих, социальных проектов.

Работая над проектами, стремилась к следующим целям: активизировать навыки самостоятельной работы ребёнка по сбору нужной информации и развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач. Старалась, чтобы каждый ребёнок мог максимально реализовать свой потенциал. И.Гёте говорил «Как можно познать самого себя? Только в действии, но никак не в созерцании». А использование проектного метода на деле показало, что ни один ребёнок, участвующий в общей работе, не остаётся в стороне. У ребят возникает желание и дальше принимать участие в делах, которые приносят людям пользу и радость, где они могут проявить себя в действии, работая на положительный результат.

И я убеждена, если ученик сумеет справиться с работой над учебным, социальным, творческим  проектом, проектной задачей можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сможет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Хочется закончить словами Л. Выготского: «То, что дети могут сделать вместе сегодня завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».

 

 

 

Литература

 

1.Под редакцией Воронцова. Проектные задачи в начальной школе.

-М., «Просвещение», 2010.

2.М.К.Господникова, Н.Б. Полянина. Проектная деятельность в начальной школе. Волгоград,2011.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»